02/12/2022 in Лента, Партнерство

«Свой ЦОД или co-location»?

В данной заметке мы постараемся осветить риски, с которыми могут столкнуться Заказчики при аренде стоек в коммерческих ЦОД.

Споры от том, что лучше – создавать свой ЦОД или воспользоваться услугами коммерческого – идут уже далеко не первый год. В последнее время дополнительный импульс дискуссии придала инициатива по факту запретить госорганам строить дата-центры за бюджетные деньги без надлежащего обоснования (хотя там речь идёт в первую очередь об использовании отечественных облачных сервисов).

Поиск по Интернету выдаёт ожидаемый результат – в основном публично о проблематике пишут операторы коммерческих ЦОД, поэтому вариант «XaaS» практически по всем статьям бьёт идею инвестиций в свой собственный центр обработки данных.

Попробуем восполнить этот пробел. Охватить в одной заметке все варианты услуг коммерческих ЦОД невозможно, поэтому начну с базового – с Co-location.

Но сначала отметим – мы уверены, что любое решение об инвестициях должно иметь под собой под собой технико-экономический анализ и обоснование. Поэтому всем заказчикам в первую очередь необходимо считать совокупную стоимость владения (TCO – Total Cost of Ownership) на горизонте от 5 лет, а правильнее – на 10, поскольку большинство инженерного оборудования рассчитано на такой срок работы. То есть нужно сравнить стоимость «капитальных затрат на создание ЦОД с учётом стоимости денег» + операционные в разрезе 10 лет (электроэнергия, ФОТ, амортизация) со стоимостью аренды на 10 лет. По разным оценкам, создание собственного дата-центра окупается за 3-7 лет.

А теперь перейдём к аргументам против размещения стоек в коммерческом ЦОДе:

1. Стандарты по работы с данными – для многих компаний и организаций передача данных на хранение третьим лицам полностью или частично ограничена. К тому же при размещении в коммерческом ЦОДе оборудование заказчика может размещаться в общем помещении с оборудованием других клиентов, что создаёт дополнительные риски для сохранности оборудования и данных. Аренда же стоек в выделенной зоне стоит значительно дороже, что тоже необходимо учитывать в Совокупной стоимости владения (TCO).

2. При создании собственного ЦОД заказчик сам определяет требования к инфраструктуре и получает ровно то, что ему необходимо. При размещении в коммерческом ЦОД Заказчик вынужден выбирать из того, что есть:

  • Во многих коммерческих ЦОДах ИТ-нагрузка на стойку заранее определена и не может превышать конкретных значений (до 7 кВт, до 11 кВт на стойку). Соответственно, Заказчик с более мощным/плотным ИТ-оборудованием может столкнуться с проблемами либо с необходимостью аренды бОльшего числа стоек, что повлечёт увеличение стоимости.
  • Аналогичные нюансы могут возникать с габаритами стоек под ИТ-оборудование, характеристикам инженерных систем – например, временем автономной работы ИБП и/или ДГУ. В целом характеристики готовности инфраструктуры коммерческого ЦОД могут не отвечать SLA, выдвигаемому бизнесом.

3. При создании собственного ЦОД заказчик не зависит от графика работы коммерческого ЦОДа (например, если что-то случилось ночью, в выходные).

4. Заказчику со своим дата-центром проще просчитывать операционные затраты, поскольку они не зависят от тех же ставок на аренду места в коммерческом ЦОДе и прочих тарифов.

5. При создании собственного ЦОД Заказчик не зависит от «бизнеса» коммерческого ЦОДа – например, если он вдруг закроется или сменит владельца, то заказчик просто останется без инфраструктуры. Такие прецеденты на рынке были.

6. В собственном центре обработки данных Заказчик сам управляет своими технологическими рисками. Размещая оборудование в стороннем дата-центре, клиент полностью полагается на компетентность и ответственность провайдера в части сохранности данного оборудования. Заказчик не может проконтролировать качество и работоспособность систем, обеспечивающих безопасность, поэтому всегда сохраняются риски умышленной или неумышленной порчи оборудования заказчика.

7. Для эффективной работы необходимо, чтобы коммерческий ЦОД находился не более чем в 100-300 км от пользователей. Почти всегда специалисты заказчика сами посещают площадку, настраивают оборудование и проч.. В любом случае, при размещении ИТ-оборудования в стороннем ЦОДе скорость реакции на любые инциденты в ИТ-оборудованием будет ниже.

8. В коммерческих ЦОДах операторов связи Заказчики могут столкнуться с ситуацией, когда к ЦОД подведены каналы связи только одного оператора. Тогда заказчики зависят от качества каналов связи этого оператора, ну и от его тарифов. Надо отметить, что большинство коммерческих ЦОД в России не являются «нейтральными».

9. Развитие промышленного интернета вещей привело к тому, что все больше промышленных предприятий начинают практиковать так называемые fog и edge computing. Эти технологии подразумевают обработку данных с многочисленных датчиков и других устройств в месте генерации этих данных. Передавать информацию в облако в данном случае не всегда оправданно, так как происходит перегрузка каналов связи и задержка сигнала, которые в российских условиях и так не всегда стабильны.

Ну и, напоследок, о новых реалиях. «2 июня президент «Ростелекома» Михаил Осеевский рассказал в интервью «Российской газете», что условия работы российских операторов с конца февраля резко поменялись…» Под санкциями оказались и владельцы многих других операторов. Как это точно скажется через 1-3 года на уровне сервисов коммерческих ЦОД и на их тарифах, пока точно сказать сложно. Но можно робко предположить, что скорее всего они не улучшатся.

«Свой ЦОД или co-location»? (utilex.ru)

#МЦОД #NOTA #модульныйЦОД #Utilex #Утилекс



Warning: sprintf(): Too few arguments in /home/sptrm/sptrm.ru/docs/wp-includes/link-template.php on line 3042


By browsing this website, you agree to our privacy policy.
I Agree