Анатолий Дюбанов: «Переходим на отечественный софт»
Анатолий Дюбанов: «Переходим на отечественный софт»
Правительство Новосибирской области одним из первых в стране начало внедрять в информационных системах программное обеспечение с открытым исходным кодом. О проблемах и перспективах движения по этому пути рассказывает руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов.
Госсектор сокращает расходы на информатизацию. Так, в 2014 г. ИТ-бюджеты органов государственной власти Новосибирской области уменьшились более чем на 40%. Как говорит член Правительства Новосибирской области – руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Анатолий Дюбанов, в 2015 г. регион, к сожалению, также вынужден будет существенно сократить расходы на ИТ. Главная причина — для бюджета сейчас приоритетно выполнение социальных обязательств.
Финансироваться теперь будут только затраты на техническую поддержку уже созданных государственных информационных систем и на завершение наиболее важных из ранее начатых ИТ-проектов. В том числе, это проекты, связанные с импортозамещением, с переходом на свободное программное обеспечение (СПО). По словам Анатолия Дюбанова, переход на отечественный софт не может быть выполнен мгновенно ни одним регионом. Перевод государственных информационных систем на новую платформу – очень сложное высокорисковое мероприятие, которое требует времени для формирования задела разработок и компетенций с учетом технологий СПО . Новосибирская область приступила к реализации таких проектов еще четыре года назад, поэтому и в лидерах по внедрению СПО в госсекторе.
Сколько может сэкономить Новосибирская область при переходе на свободное программное обеспечение?
— Расходы органов власти Новосибирской области на лицензионные отчисления за использование платного программного обеспечения составляют около 60 млн руб. в год. Думаю, если учесть затраты различных муниципальных учреждений, то можно приплюсовать еще половину от указанной суммы. Переход на СПО позволит значительно сократить эти расходы и направить их не на лицензионные выплаты иностранным вендорам, а на зарплаты нашим, отечественным, а в большинстве случаев – новосибирским программистам. Я думаю, что это хорошая и правильная задача, реальный и честный механизм государственной поддержки и формирования отечественных специалистов. Причем, механизм исключительно конкурентный и рыночный.
Как показывает практика, разработка и модернизация программного обеспечения на базе открытого кода дешевле лицензионного ПО. Хотя бы потому, что у небольших компаний, которые его разрабатывают, скромнее аппетиты. Нам есть с чем сравнивать. При реализации программы «Электронное правительство» многие регионы для решения задач межведомственного электронного взаимодействия, развития ведомственных информационных систем пошли по пути приобретения и адаптации к нуждам региона уже готовых проприетарных (запатентованных, находящихся в чьей-то собственности — ред.) решений, либо следовали модели заказа услуги по информатизации (обычно это было ОАО «Ростелеком»).
Мы же пошли путем разработки и внедрения СПО, наращивания компетенций региональных ИТ-компаний в этом направлении. Экономия — в десятки раз. Мы делали расчет затрат для вывода на портал услуг муниципальных образований. Для каждого района области, а также города Новосибирска это стоило бы не менее 100 млн руб. Совместно с компаниями-резидентами Академпарка за сумму в два раза меньшую была создана информационная система с полностью открытым кодом и бесплатно, без каких-либо лицензионных отчислений иди других обременений, предоставлена всем 490 муниципальным образованиям области.
Для госструктур важна не только стоимость работ, но и независимость, а значит — страхование от «иглы», от производителей и поставщиков лицензионных программ. Еще до введения против нашей страны санкций риски госучреждений при использовании импортного лицензионного ПО были немалыми. Программы с закрытым кодом используются в государственных информационных системах, обеспечивающих решение очень важных социальных задач. И если программа перестанет работать и из-за этого произойдет сбой, например, в выплате каких-то социальных пособий, то невозможно будет объяснить гражданам, что это «в сервере что-то сломалось».
Безусловно, есть большие риски и при внедрении решений СПО. Риски, связанные, прежде всего, с недостаточной зрелостью некоторых открытых решений и слабой компетенцией, глубиной понимания открытых решений теми, кто внедряет. Поэтому и нужно время, чтобы региональные компании освоили эти технологии создания и сопровождения программного обеспечения, чтобы «чужой» софт, наработанный всем мировым сообществом программистов, стал «своим» в плане его понимания.
Тем не менее, убежден, что даже в сложных системах время СПО уже наступило. Для заказчика открытый код — это гарантия безопасности, так как поставщик системы с закрытым кодом может обанкротиться, западные партнеры могут ввести санкции. И что в такой ситуации делать с этим»черным ящиком», к кому с ним бежать? А в системах с открытым кодом все более прозрачно, как с точки зрения модернизации, так и последующей эксплуатации системы.
В течение последних лет около 80% бюджета развития департамент расходует на направление технологий СПО. Начиная этот процесс четыре года назад, мы понимали, что на старте только государство может быть основным заказчиком СПО. Мне кажется, у коммерческих заказчиков ни в те годы, ни сейчас нет полного понимания, насколько реальны риски, связанные с использованием зарубежного софта с закрытым кодом, нет потребности в СПО. Сервис и гарантии поддержки программного обеспечения вендорами удобны и достаточны. Да и санкции обычно затрагивают государственный сектор и оборонную промышленность.
Участвуют ли новосибирские ИТ-компании в разработке СПО по заказу региона?
— Исполнитель по государственному заказу определяется на конкурсной основе. Большинство заказов выиграли резиденты нашего Новосибирского Академпарка. Первые два года мы переживали по поводу того, что на рынке мало специалистов, способных обслуживать информационные системы, созданные на основе открытого кода. Сейчас таких специалистов стало больше.
Сегодняшние реалии таковы, что внедрение СПО возможно в регионах, в которых хорошо развит ИТ-сектор, где есть сильные местные ИТ-компании. В этом случае можно быть уверенным в полноценной технической поддержке созданной на открытом коде инфраструктуры. Для областей и республик, где ИТ-кадры в дефиците, более приемлема модель, в рамках которой создание и обслуживание их информационных систем берет на себя оператор федерального уровня, например «Ростелеком». Но есть побочный эффект — больше на этот рынок в регионе прийти уже никто не сможет и обоснованность уровня оплаты за этот сервис нередко может вызывать вопросы.
Так что СПО — это не только альтернатива лицензионной модели, но еще и гарантия от монополии. Код открытый — значит, всегда можно поменять разработчика или сервисную компанию, если начинается, например, ценовое давление.
Разработанным по нашему заказу СПО может воспользоваться любой другой регион, адаптировав программный код под свои задачи. И такие примеры уже есть. Например, на СПО создана информационная система, автоматизирующая деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Данная система соответствует всем требованиям, предъявляемым Министерством экономического развития РФ к системам подобного уровня. При этом она оказалась настолько удачной, что сейчас ее уже внедрили либо внедряют в деятельность МФЦ семь регионов Сибирского федерального округа.
А кроме МФЦ, где еще в регионе используются программы с открытым кодом?
— На СПО работает информационная система, отвечающая за оказание государственных и муниципальных услуг в регионе (включает в себя множество подсистем), информационная система по учету очереди и записи в детские сады, региональный сегмент информационной системы государственных и муниципальных платежей, платформа порталов Новосибирской области, «Электронная демократия» и иные системы. Сейчас внедряем СПО в информационную систему, которая охватывает более 130 учреждений здравоохранения. Разработчики пока не готовы построить ее полностью на открытом коде, но как минимум система управления базами данных будет сделана на СПО.
Причем то, что связано с финансово-хозяйственной деятельностью — это СПО и построено по принципу облачного сервиса с консолидацией данных в едином хранилище. Бухгалтерские и другие документы будут заполняться через веб-форму с использованием облачных программных приложений. Переход на облачные сервисы также в разы уменьшает затраты на обслуживание информационной системы.
Внедрение нового — процесс болезненный. Сотрудники поликлиник и больниц сравнивают эту систему с привычными бухгалтерскими программами и жалуются, что прежде было удобнее. Мы дорабатываем систему. Но, с другой стороны, единая система все-таки требует унификации документов, и учреждениям придется перестраивать работу, привыкать к новым шаблонам.
Планируете ли в 2015 г. расширить сферу применения СПО? Будут ли переводиться на СПО, например, школы?
— Мне кажется, переводить школы исключительно на СПО было бы неразумно. Школьник должен «на зуб» попробовать разные программы. Около 6 млн руб. ежегодно наш регион тратит на лицензионное ПО для школ. Основной поставщик — компания Microsoft. По договору с правительством региона она установила минимальную цену, всего несколько процентов от полной стоимости лицензии. Компания понимает, что если школьник полюбил ее программы, то будет их приобретать и в будущем. Свободное программное обеспечение школьниками тоже изучается. Так, в качестве операционной системы на некоторых учебных компьютерах установлен Linux.
В рамках региональной программы информатизации планируем в 2015 г. полностью перевести на СПО систему электронного документооборота и делопроизводства областного Правительства . В России это будет первый опыт перевода подобной системы полностью на модель с открытым кодом. К этой системе в регионе подключены около 3,5 тыс. рабочих мест участников электронного документооборота.
Кстати, в середине декабря Правительство региона заключило соглашение с прокуратурой Новосибирской области об электронном обмене документами. Впереди подписание такого же договора с Законодательным собранием и другими территориальными органами федеральных органов власти. Таким образом мы исключим необходимость еженедельной доставки большого объема бумажной корреспонденции. Для технического обеспечения электронного взаимодействия им будет безвомездно предоставлено место делопроизводителя и организован защищенный канал взаимодействия.
С 2013 г. обеспечен электронный документооборот с мэрией Новосибирска и всеми районными администрациями региона. А в двух районах — Тогучинском и Чистоозерном — в 2014 г. провели эксперимент – к системе электронного документооборота подключили рабочие места всех сотрудников. До нас в России на районном уровне этого никто не делал.
Применение СПО позволило без особых затрат осуществить создание рабочих мест с доступом к системе межведомственного электронного взаимодействия и приему заявок на оказание услуг с единого портала государственных и муниципальных услуг во всех 490 муниципальных образованиях Новосибирской области. Эта работа проведена еще в 2012 г. Сейчас на территории сельсоветов дополнительно открываются удаленные места МФЦ, так называемые УРМ МФЦ. Это рабочие места специалистов сельсоветов, которые приняты на полставки в МФЦ, у них установлена информационная система МФЦ, с помощью которой они могут осуществлять прием заявлений на получение государственных и муниципальных услуг у граждан Новосибирской области в независимости от удаленности сельсовета от стационарного офиса МФЦ.
Что еще нового появится в информатизации органов государственной власти в регионе?
— Планируем шире использовать облачные системы хранения данных. Правительственным структурам и учреждениям гораздо удобнее не держать у себя большой штат программистов, а доверить хранение сведений единому центру обработки данных, который гарантирует их сохранность. У нас есть интересный опыт в реализации облачных технологий для офисных приложений. Учитывая очень высокую распространенность решений компании Microsoft, а также, то, что компания ответственно предоставляет уполномоченным органам исходные коды программного обеспечения, которое поставляется для госсектора, мы первыми в России вместе с Microsoft развернули приватное (закрытое извне, ведомственное) облако «Офис 365» Правительства Новосибирской области.
В «облаке» офисные программы открываются через веб-приложения. Статистика показывает, что все сотрудники одновременно не открывают каждую из этих программ, поэтому количество лицензий можно будет значительно уменьшить. Условно говоря, сегодня платим лицензионные отчисления за тысячу пользователей, а завтра без ущерба для работы госструктур можно будет платить лишь за половину. С расширением числа пользователей экономия будет увеличиваться (постепенно подключим к «облаку» учреждения здравоохранения и образования).
Вместе с Академпарком сейчас рассматриваем развитие этого проекта уже с помощью механизма частно-государственного партнерства. Его реализация даст возможность обеспечить облачным сервисом резидентов Академпарка, в основном, те маленькие компании-стартапы с незначительным бюджетом, которые иногда вообще не представляют, сколько они просуществуют — месяц или год, выстрелит их идея или нет. Покупать лицензионные программы для таких компаний дорого, а получить за небольшие деньги те же, условно говоря, офисные программы из облака — вполне реально.
В перспективе облачные системы позволят сэкономить и на покупке персональных компьютеров, заменить их так называемыми тонкими клиентами. В среднем мощность персональных компьютеров сейчас используется менее, чем на 3-5 %. Большая часть их «начинки» нужна лишь для очень крутых компьютерных игр. В тонком клиенте нет ничего лишнего, его мощности достаточно, чтобы подключиться к веб-ресурсам. Такой проект по производству отечественных аппаратных тонких клиентов мы реализуем с нашим новосибирским предприятием «Элтекс».
Использование тонких клиентов позволяет значительно уменьшить стоимость компьютеров для госучреждений. Конечно, в таком случае повышаются требования к каналам связи — они должны быть супернадежными и скоростными — но игра стоит свеч.
Как будет развиваться в регионе проект «Электронное правительство»?
— Технологии «Электронного правительства» не стоят на месте и пребывают в постоянном развитии. В2015 г. запускается новый единый портал государственных и муниципальных услуг, что повлечет за собой оптимизацию представления государственных и муниципальных услуг в части расширения межведомственного взаимодействия (документы ЗАГС) и доставки результата оказания услуги заявителю.
Сейчас наши МФЦ работают в режиме, который можно назвать «одна дверь»: человек зашел в здание и в разных «окнах» получает разные услуги. Но мы планомерно движемся к переходу в режим единого универсального окна. И тогда посетитель сможет подойти к любому специалисту и, например, сказать: «Я не знаю, как называется необходимая мне услуга, но вот я получил инвалидность и, наверное, мне теперь какая-то государственная помощь положена». А сотрудник МФЦ сможет человеку помочь с поиском и оформлением положенных ему документов с учетом сложившейся жизненной ситуации.
На мой взгляд, государство должно стремиться к сервисной модели взаимодействия с населением. Большинство изменений статуса человека — сегодня работаешь, завтра пенсионер —в любом случае фиксируются госструктурами. А значит, не должен человек приходить и доказывать — вот у меня справка, я вчера стал пенсионером. Неужели государство как единое целое про это не знает? Да знает, конечно. Документооборот можно замкнуть, но для этого все колесики государственного механизма должны работать слаженно и без сбоев.
Подготовил Дмитрий Сердцев
Фото предоставлено пресс-службой Правительства Новосибирской области